Функциональная грамотность

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ – грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

ГРАМОТНОСТЬ  – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

Федеральный уровень

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 “Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО”

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 “О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности”

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”

Региональный уровень

Приказ №1869 от 20.09.2021г. “Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан”

Приложение к приказу №1869

Школьный уровень

План мероприятий (дорожная карта)”Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся МАОУ “СОШ №32” городского округа г.Стерлитамак РБ на 2021-2022 учебный год

План мероприятий («Дорожная карта») по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий по функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru/

Лаборатория функциональной грамотностиhttps://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ АДРЕСОВАННЫЕ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ)

Памятка для родителей 

Федеральный портал Академия Минпросвещения России-https://apkpro.ru/ob-akademii/functionalskills/?sphrase_id=10012

Единое содержание общего образования –https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm 

Презентация

 

Связанные изображения: