В Российской Федерации и в Республике Башкортостан действует государственная целевая программа «Доступная среда».
Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В настоящее время наша школа принимает участие в реализации программы «Доступная среда».
Информация о проведенных мероприятиях по программе “Доступная среда”
Уважаемые родители!
Предлагаем ознакомиться с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи”
Информационный портал “Доступная среда” http://zhit-vmeste.ru
Мы совершенно разные и это очевидно. У каждого из нас свои предпочтения и цели в жизни, свои неповторимые качества. Но между нами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Мы мечтаем, мы любим, мы хотим понимания, мы стремимся достичь успеха и занять свое место в мире. Главное- нам есть что сказать друг другу.
Портал “Знаем-Можем” – это территория общения. Открывайте дискуссии и участвуйте в них, делитесь проблемами, обменивайтесь опытом и впечатлениями, встречайте новых друзей. Высказывайте свое мнение- оно поможет изменить мир к лучшему.
Нормативные документы
- Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ред. от 02.07.2013)
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 “О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений”
- Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ “О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов”
- СП 59.13330.2012 “Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001” (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
- СНиП 35-01-2001 “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
- Государственная программа “Развитие образования” на 2013-2020 годы
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Памятка “Советы родителям детей с ОВЗ”
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) “клеймом на всю жизнь”, не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что “педагог жалуется”. Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или “плохого” характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал “нормальным”, на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Анкета руководителя школы по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Специальные условия
- о специально оборудованных учебных кабинетах
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Кабинет №2 (начальные классы) | Рабочее место преподавателя – компьютер с выходом в Интернет; 30 учебных мест для учащихся из них 4 учебных места для учащихся с ОВЗ; 1 интерактивная доска с проектором, 1 FM-приемник со встроенной индукционной петлей; 1 акустическая система свободного звукового поля. | Доступен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Кабинет №2 (начальные классы) | Рабочее место преподавателя – компьютер с выходом в Интернет; 30 учебных мест для учащихся из них 4 учебных места для учащихся с ОВЗ; 1 интерактивная доска с проектором, 1 FM-приемник со встроенной индукционной петлей; 1 акустическая система свободного звукового поля. | Доступен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
- о библиотеке, приспособленного для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Площадь, м2 | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортзал | Приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеется уличная многофункциональная площадка для занятий адаптивной физической культурой, в том числе для людей, передвигающихся на кресло-колясках | |
Спортзал | Приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеется уличная многофункциональная площадка для занятий адаптивной физической культурой, в том числе для людей, передвигающихся на кресло-колясках | |
Многофункциональная спортивная площадка | Приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеется уличная многофункциональная площадка для занятий адаптивной физической культурой, в том числе для людей, передвигающихся на кресло-колясках | |
Бассейн | Приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учебном процессе в школе используется широкий спектр средств обучения и воспитания.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Материальные средства обучения:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.)
- Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay.HDDVD и т.п.)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
- Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, лыжи и т.п.)
Технические средства обучения:
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса:
Понятие о средствах воспитания школьников
Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания в МАОУ “СОШ №32″городского округа г.Стерлитамак РБ стали объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач.
К объектам материальной и духовной культуры в школе можно отнести следующее:
– знаковые символы (речь, книги, живопись),
– материальные средства (игрушки, одежда, посуда),
– способы коммуникации (речь, письменность, средства связи),
– коллектив учащихся, учителей школы, родителей учащихся (как социальную группу, организующую условия воспитания),
-технические средства,
– культурные ценности и мир жизнедеятельности ребенка.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- о специальных условиях питания
Вид помещения | Площадь, м2 | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Столовая | Частично доступна для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Буфет | Частично доступна для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
Пункт быстрого питания “Шведский стол” | Частично доступна для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
- о специальных условиях охраны здоровья
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
МАОУ “СОШ №32” городского округа г.Стерлитамак РБ не имеет общежития.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья -0